Первыми обитателями района Оттавы были Индейцы племени
Адгонквин, которые назвали реку Оттава рекой "Кичесиппи" - Великая Река - а себя
- Кичесиппирини (Люди Великой реки). Французские торговцы мехом назвали реку Оттава
в честь племени Отавайс, которое в действительности населяло эти места всего лишь
десятилетие. Они служили посредниками в торговле мехом, доставляя меха в Квебек,
после того как Индейцы-Ирокезы вытеснили Алгонквинов из этого района.
С концом Новой Франции в 1759 году, территория Оттавы
перешла под правление Британии, поселенцы из Соединенных Штатов также стали заявлять
свои права на землю. Среди них был Филимон Райт, который, предвидя огромные энергетические
возможности реки Оттава, поселился на другой стороне реки в местечке Халл.
После
войны 1812 года между Канадой и Соединёнными Штатами, средства сообщений между
Монреалем и западной частью страны были задуманы с целью защиты от возможных
атак наших соседей с юга. Двухсоткилометровый Канал Ридо был предназначен для
установления связи по водному пути между Монреалем и Кингстоном (столицей Канады
в то время) через Оттаву. Сооружение канала было возложено на подполковника
Джона Бай и было осуществлено между 1826 и 1832 годами. Полковник Бай официально
признан одним из первых строителей и архитекторов того, чему суждено было стать
столицей. В проектах, разработанных им в 1828 году, обширные земельные угодья
у входа и вдоль канала отводились для общественного пользования. Вначале, эти
площади предназначались для строительства укреплений, но впоследствии стали
местоположением зданий канадского Парламента и сети парковых проездов.
В последующее за строительством Ридо-канала тридцатилетие,
Оттава (до того времени называемая Байтаун) и поселение Филимона Райт (Райт Таун)
прогрессировали в основном благодаря преуспевающей лесной промышленности. Были
воздвигнуты склады, фабрики (производящие в основном печки и топоры) и банки,
построены церкви и школы, маленькая промышленная община положила своё начало в
Нью-Эдинбугре около Водопадов Ридо. По реке и каналу стали курсировать пароходы,
а в 1836 году стала издаваться газета "Байтаун Вестник". В 1855 году Байтаун превратился
в Оттаву. Райт Таун последовал этому примеру и с 1875 года стал называться Хал.
В 1857 году королеве Виктории предстояло решить спор между
Квебек Сити, Монреалем, Торонто и Оттавой - который из городов должен был назваться
столицей провинции Канада (состоящей из Верхней и Нижней Канады, что являлось
частью сегодняшних провинций Онтарио и Квебек). Королева Виктория выбрала Оттаву
местом заседания нового правительства. Немедленно началось строительство зданий
Парламента на Баррик-хилле (с тех пор Парламент-хилл), и между 1859 и 1866 годами
были сооружены здания Центрального, Восточного и Западного блоков. Последние два
стали известны как Восточный и Западный ведомственные блоки.
Спустя год
после завершения их строительства, Оттава Стала столицей Новой Канадской Конфедерации,
составленной из Новой Скошии и Нью Брунсвика, а также из частей сегодняшних Онтарио
и Квебека. Оттава насчитывала 18 000 человек на 760 гектарах площади.
Оттава превращается в столицу
Столица не всегда была такой красивой какой она становится сегодня. Будучи сначала
фортом, затем процветающим лесопромысловым городком, город Оттава, который по
велению королевского указа неожиданно получил ранг первого среди городов Канады,
рос беспорядочно до 1899 года. Как раз в это время канадское правительство пришло
к выводу, что если Оттаве суждено стать столицей, достойной огромной и растущей
страны, необходимо было начать планировку её окружающей среды. Так была создана
Комиссия по улучшению Оттавы (Ottawa Improvement Commission - OIC).
Первоочередной
задачей Комиссии было вычистить берега Ридо-канала, загромождённые складами, сараями,
лесоскладами и кучами строительных материалов. Также началось развитие системы
парков и предвиделось создание бульваров и живописных парковых проездов. После
того, как берега канала были расчищены от обломков, началось строительство одной
из первых декоративных трасс - проезда Королевы Елизаветы. В 1912 году были открыты
"Узловая железнодорожная станция" и отель "Шато Лурье", построенные железнодорожной
компанией "Гранд Транк Рэйлвей Компани".
26 апреля 1900 года был днём ужаса. В Халле возник
пожар, который вскоре, гонимый ветром , разрушил большую часть города, перебросился
через Шодирские водопады и пронёсся полосой через Оттаву до озера Доус Лейк, делая
тысячи людей бездомными.
Канада
ещё не справила своё первое пятидесятилетие, как вновь грянула беда. Третьего
февраля 1916 года, около 9 часов вечера начался небольшой пожар в библиотеке центрального
блока Парламента. Питаясь стеллажами с газетами и полированным деревом он скоро
превратился в бушующее пламя унёсшее семь человеческих жизней, и превратившее
всё, кроме северо-восточного крыла библиотеки в обуглившийся остов.
Несмотря на то, что почти все ресурсы были направлены
на бои в Первой Мировой Войне, строительство по восстановлению канадского Парламента
началось почти немедленно. Новое здание, сохранившее готический стиль Возрождения
оригинала, было спроектировано Джоном Пирсоном и Жаном Омером Марчанд и завершено
к 1922 году.
В
1936 году, во время своего посещения помещения готовящейся международной выставки
1937-го года в Париже, канадский Премьер-министр Макензи Кинг познакомился с Жаком
Гребер, главным архитектором выставки, снискавшего свою репутацию за свою работу
над Фейрмонт Парквей (трасса) в Филадельфии. Кинг пригласил Гребера приехать в
Оттаву для консультаций по поводу проектов Площади Конфедерации и принять участие
в ряде исследований территории национальной столицы. Премьер-министр представлял
просторные парки, живописные трассы и широкие бульвары Оттавы и Хала а также сохранение
естественного парка - его любимых Гатино Хиллс.
Перед своим отъездом Гребер представил отчёт, в котором
он рекомендовал создание генерального плана развития столицы. Не смотря на то,
что вспышка Второй Мировой войны впоследствии отложила завершение этого плана
до 1949 года, он служил руководством по проектированию и землеустройству города
вплоть до семидесятых годов. Создание и сохранение зелёных площадей было одним
из важных элементов генерального плана. Канадское правительство скупило права
собственности на земли вдоль берегов Ридо-канала и вдоль рек Оттава, Ридо и Гатино
и восстановило их первозданную красоту, предоставив возможность общественности
пользоваться этими водными путями. Сегодня, большие земельные пространства вокруг
зданий федерального правительства великолепно поддержаны, также как и клумбы в
парках и вдоль трасс. Исключительно просторные
парковые коридоры, охватывающие проезды и пешеходные аллеи, способствуют усилению
концепции открытых пространств.
В 1958 году правительство основало "Зелёный пояс" вокруг
Оттавы, во избежание неконтролируемого разрастания города, а также чтобы обеспечить
город будущими парками и открытыми общественными площадями. "Зелёный пояс", который
Гребер назвал "изумрудным ожерельем столицы", имеет форму полукруглого пояса площадью
около 17,600 гектаров бегущей по внешней кромке городской территории дуги продолжительностью
44,8 км. В настоящее время, какая-то часть земли отдана в аренду, какая-то часть
находится в общественном пользовании, какая-то часть отведена для охраны уровня
подземных вод и сохранения растительного и животного мира.
Это
десятилетие увидело Оттаву, принимающей на себя роль "культурной витрины" нации.
Было положено начало новым фестивалям, таким как Винтерлюд (Фестиваль Зимы), Канадский
Фестиваль Тюльпанов, а также Гатино Фестиваль Воздушных Шаров (с корзинкой); оркестр
национального центра искусств стал одним из самых выдающихся оркестров мира; новые
музеи и галереи выросли по всему городу.
Два новых здания в особенности завладели воображением
людей. Национальная Галерея Канады, введённая в действие в 1988 году, в настоящее
время является домом для самой полной в мире коллекции канадского искусства, также
как и для шедевров из Европы, Азии и Северной и Южной Америк. Канадский Музей
Цивилизации, открывшийся в следующем году прослеживает захватывающую историю Канады
с доисторических времён до наших дней. Посетители лицом к лицу сталкиваются с
хижинами и тотемными столбами, макетами в натуральную величину, воссоздающими
исторические события Канады, и панорамными сценами в музеях "Омнимакс" и "Имакс".